Digg StumbleUpon LinkedIn YouTube Flickr Facebook Twitter RSS Reset

Рост цен на гречку объяснили психологи

Андрей Иванов

В Ростове-на-Дону прошло заседание круглого стола по теме роста цен на продовольственные товары.

Вчера, 9 декабря, в Ростове-на-Дону в медиа-центре «МедиаС» прошел круглый стол на тему «Повышение цен: спрос, дефицит и потребительские ожидания в Ростовской области», организованный «МедиаС» совместно с информационным агентством «РБК-Юг».

В круглом столе приняли участие директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов, начальник финансового управления Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Виталий Золотухин, старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова, представители торговых сетей «Ашан», «Солнечный круг», «METRO», «Ассорти», «Лента», ученые-психологи.

По словам старшего аналитика компании «Альпари» Анны Бодровой, производственная инфляция в России в этом году составила 12,6% - этот показатель выше, чем прошлогодний. Рост цен, в частности, на гречку составил около 30%. Эксперты связывают это с ажиотажным спросом на этот товар. При этом в Минсельхозе утверждают, что урожая гречихи в стране достаточно: в этом году ее собрали на 28% больше, чем в предыдущем — более 700 тысяч тонн. По подсчетам специалистов, это даже больше, чем нужно россиянам, а излишек может составить до 200 тысяч тонн. Тем не менее, цена на эту крупу продолжает расти, а люди боятся остаться без гречки, поэтому массово скупают ее в магазинах, отмечается в пост-релизе «МедиаС».

По мнению директора департамента потребительского рынка Ростовской области Андрея Иванова, ситуацию на продовольственном рынке можно назвать сложной: цены на продукты сейчас растут гораздо быстрее, чем на другие группы товаров.

«За месяц жители скупили трехмесячную норму гречки, - сказал Андрей Иванов. –Вообще, в среднем, человек употребляет около 3,5 кг этой крупы в год. Не зря говорят, что лучший покупатель — это паника». Кроме того, самые дешевые сорта гречки раскупили в первую очередь, на прилавках остались дорогостоящие сорта, что также покупатели восприняли как рост цен.

По словам Андрея Иванова, на каждом из этапов товаропроизводящей цепочки (производители, поставщики, ритейлеры) произошло повышение цены. На наш взгляд, совершенно неоправданное.. Подобная ситуация уже была в 2010 году, когда урожая гречки было недостаточно. Тогда за полгода цена на гречку выросла с 28 до 108 рублей, но потом начала опускаться. Что касается сегодняшней ситуации, то Федеральная антимонопольная служба не выявила фактов картельного сговора по повышению цен на гречневую крупу. Кроме того, к правительству России обращались с просьбой заморозить цены в нескольких регионах (такая возможность появляется, если за 30 дней цена на какой-либо товар поднялась более чем на 30%), но таких мер не последовало. Добавим, что Ростовская область в число этих субъектов не попала.

Начальник финансового управления Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства Виталий Золотухин добавил, что за последние несколько лет подобные продовольственные кризисы случались уже несколько раз — с солью, хлебом, гречневой крупой.

По мнению экспертов, все дело — в представлениях и установках потребителей. Кандидат психологических наук, преподаватель ЮФУ Валерия Альперович рассказала, что на поведение потребителей большое влияние оказывает политическая ситуация, а также военный конфликт на Украине — это дополнительные стрессовые факторы. Но главная причина ажиотажного спроса — фактор коллективной памяти и коллективного поведения: «если другие запасаются гречкой, то и я начну». Ученые добавили, что такое поведение далеко не всегда является рациональным.

«Всплески покупательской активности зависят от политической ситуации в стране, - считает главный редактор «Российского академического журнала», преподаватель факультета управления ЮФУ Алексей Федоров. - Перед любыми выборами, например, ситуация улучшается. После введения санкций рынок стал менее стабильным: у людей нет уверенности в будущем, поэтому они начинают доверять слухам. Есть различные модели борьбы с ажиотажем: по американской модели, например, идет снижение цены на ажиотажный товар».

Представители розничных сетей, присутствующие на круглом столе, однозначно опровергли версию о сговоре. По словам заместителя директора филиала «Южный» X5 Retail Group Алексея Полянского, каждый месяц ритейлеры предоставляют в УФАС и департамент потребительского рынка информацию о ценах.

«Из-за роста цен мы уже потеряли 5-7% покупателей, - отметил генеральный директор ООО «Солнечный круг» Александр Кириенков. - Благодаря тому, что средний чек немного увеличился, наша выручка не уменьшилась, но трафик значительно сократился». По его словам, сети сейчас, напротив, стараются уменьшить свои наценки. Однако гречневая крупа, в среднем, подорожала на 130%. Кроме того, по данным «Солнечного круга», повысилась стоимость сыров — на 26%, куриных яиц — на 33%.

Молоко же подорожало всего на 7-8%. «Осень — это время традиционного повышения цен на молочную продукцию, - рассказал Денис Афанасьев, директор по маркетингу и продажам ООО «Белый медведь». - Это связано с тем, что поставщики поднимают стоимость сырья. Могу сказать, что в прошлом году подорожание было на уровне 25-30%. Так что в этом году ситуация более благоприятная». «Цены поднялись практически на все продукты, и они будут подниматься, потому что так или иначе, например, мы как поставщики с/х техники и с/х товаров сталкиваемся с ингредиентами или составляющими, которые закупаются за валюту», - отметил генеральный директор ГК «Агротехник» В. Бандурин.

В целом, прогноз не очень утешительный: цены будут расти практически на все продукты.

Источник: agro2b.ru

Comments are closed.