Снижение энергопотребления — ключ к увеличению запаса хода и снижению эксплуатационных затрат автомобиля. В течение десятилетий инженеры стремились оптимизировать каждую деталь, потребляющую энергию, независимо от того, идет ли речь о транспортных средствах с ДВС или электромобилях. В случае электрокаров это особенно важно, поскольку каждое сэкономленное количество энергии напрямую увеличивает пробег.
Nissan представил новую технологию — теплоотражающую краску, которую назвали «холодной». Испытания показали, что эта инновационная краска способна снижать температуру внешней поверхности автомобиля на 12 °C, а внутри салона — на 5 °C по сравнению с традиционными покрытиями.
Почему температура имеет значение?
Тепло влияет на эффективность автомобилей гораздо шире, чем просто через температуру двигателя или аккумулятора. Системы охлаждения и отопления салона, особенно в электромобилях, заметно влияют на запас хода. Кондиционер в жарком климате повышает энергопотребление, а значит, сокращает дистанцию, которую можно проехать без подзарядки.
Большая часть тепла внутри салона возникает из-за прямых солнечных лучей. Для борьбы с этим производители уже применяют инфракрасно-отражающие стекла, но краска Nissan стала новым шагом в этом направлении.
Технология «холодной краски»
Эта краска разработана на основе метаматериалов — искусственно созданных композитов с особыми структурными характеристиками, которых не встретишь в природе. Структуры метаматериалов способны фильтровать нежелательные длины волн света, включая ближний инфракрасный диапазон (ближайший к видимому спектру).
В краске Nissan используются два типа микроструктур:
- Отражающие частицы, которые блокируют ближний инфракрасный свет, препятствуя нагреву поверхности.
- Электромагнитные структуры, перенаправляющие энергию солнечных лучей обратно в атмосферу.
Эта комбинация снижает нагрев автомобиля, минимизируя молекулярные вибрации, которые обычно создают тепло в традиционных красках.
Сложности разработки
Теплоотражающие краски уже применяются, например, для зданий, но их состав затрудняет использование в автомобильной промышленности. Они обычно требуют нанесения валиком, обладают порошкообразной текстурой и не подходят для создания гладкой автомобильной поверхности.
Nissan столкнулся с задачей адаптации технологии под требования автомобильных покрытий: краска должна быть прочной, устойчивой к царапинам, сколам и химикатам, а также подходить для стандартных процессов покраски авто. После тестирования более 100 образцов производитель добился покрытия, которое может наноситься распылением, сохраняет однородность цвета и легко ремонтируется.
Будущее «холодной краски»
Хотя испытания продолжаются, Nissan планирует предложить эту краску в различных цветах и вариантах на заказ. Это инновационное покрытие может стать важным шагом в повышении энергоэффективности автомобилей, сохраняя комфорт для водителей и пассажиров.
Такие разработки подтверждают, что даже небольшие изменения в деталях автомобиля могут значительно повлиять на его общую эффективность и экологичность.